Слово "bitmap" означает матрицу точек. Матричные фонты (так мы будем переводить английский термин "bitmap font") задаются именно таким образом - матрицами точек. В силу этого они являются аппаратно-зависимыми -- они предназначены для получения только определенных разрешений. Матричный фонт с разрешением 75 точек на дюйм (75 DPI) даст только 75 точек на дюйм даже на принтере, обеспечивающем разрешение 1200 DPI.
Существует два типа матричных фонтов -- принтерные матричные фонты (bitmap printer fonts), такие как фонты pk, генерируемые программой dvips, и матричные экранные фонты, используемые в системе X Window и в консольном режиме. Файлы матричных фонтов обычно имеют расширения bdf или pcf. Матричные экранные фонты обычно используются в терминальных окнах, в консоли и в простых текстовых редакторах, где отсутствие масштабируемости и тот факт, что они не могут использоваться для печати, не так существенны.
Стандарт Type1 для фонтов введен фирмой Adobe, и поддерживается в стандарте postscript этой фирмы. В силу этого фонты Type1 широко используются в Linux. Они поддерживаются в X Window и ghostscript. Шрифты Postscript традиционно используются для печати в UNIX.
Обычно фонт Type1 для UNIX задается двумя файлами: файлом метрики afm (adobe font metric), и файлом контура (an outline file), который обычно имеет расширение pfb (printer font binary) или pfa (printer font ascii). Файл контура содержит все глифы (the glyphs), а файл метрик содержит все метрики.
Фонты Type 1 для других платформ могут поставляться в других форматах. Например, фонты postscript для Windows часто используют формат pfm для файла метрик.
Эти фонты распространяются примерно таким же образом, как фонты Type1, -- в виде пары afm-файла метрик и pfa-файла. Хотя они поддерживаются стандартом postscript, но не поддерживаются в X, поэтому они имеют ограниченное применение.
Фонты True Type созданы фирмой Apple. Apple передала этот формат фирме Microsoft, тем самым бросив вызов господству Adobe на рынке фонтов. Фонты True Type хранят метрики и информацию о начертаниях символов в одном файле (обычно с расширением ttf). Недавно были разработаны фонт-серверы, которые сделали фонты TrueType доступными для X. С некоторых пор стандарты postscript и ghostscript тоже поддерживают TrueType фонты. В силу этого фонты TrueType становятся более популярными в Linux.
Фонты Type42 в действительности являются просто фонтами TrueType с дополнительным заголовком, что делает возможным обработку их интерпретатором postscript. Большинство приложений, таких как ghostscript и SAMBA могут работать с этими фонтами. Однако, если Вы используете postscript-принтер, может оказаться необходимым явным образом создавать файлы фонтов типа Type42.
Несмотря на длительную вражду между сторонниками фонтов Type1 и True Type, эти форматы имеют много общего. Оба они представляют масштабируемые контурные фонты. Разница в том, что фонты Type1 используют для построения глифов кривые Безье третьей степени в отличие от квадратичных кривых, на которых строятся фонты True Type. Теоретически это является преимуществом, поскольку тем самым Type1 включает все кривые, которые можно построить с помощью TrueType. На практике, однако, разница очень незначительна.
Фонты TrueType имеют преимущество, заключающееся в том, что обеспечивают лучшую поддержку хинтинга (фонты Type1 тоже поддерживают хинтинг, но не так эффективно). Это существенно только для устройств с низким разрешением, таких как экраны (улучшение хинтинга не дает заметной разницы на принтерах с разрешением 600dpi, даже при малых размерах точки.) Еще одной причиной того, что улучшенный хинтинг не имеет большого практического значения, является то, что TrueType фонты с хорошим хинтингом встречаются достаточно редко. Причиной этого является то, что пакеты ПО для создания фонтов, которые поддерживают хинтинг, слишком дороги для большинства дизайнеров фонтов. Только крупные фирмы, такие как Monotype, создают фонты с полноценной поддержкой хинтинга.
В заключение надо сказать, что основная разница между фонтами TrueType и Type1 состоит в доступности и поддержке приложениями. Широкое распространение фонтов TrueType для Windows привело к тому, что многие страницы на сайтах Интернет создаются в предположении, что определенные фонты TrueType установлены на компьютере пользователя. Многие пользователи имеют на своих компьютерах большое число фонтов TrueType, поставляемых с приложениями Windows. Однако, под Linux большинство приложений поддерживают фонты Type1, но не поддерживают на том же уровне фонты TrueType. Более того, многие из основных производителей фонтов поставляют свои фонты в формате Type1. Например, фирма Adobe выпускает очень мало фонтов TrueType. Учитывая, что преобразование из одного формата в другой не может быть проведено без определенных потерь качества, надо стараться использовать в каждом приложении те фонты, на использование которых это приложение рассчитано.
Метафонт был разработан Дональдом Кнутом (Donald E Knuth) как часть его типографской системы TeX. Метафонт - это язык программирования графики (a graphics programming language), подобный postscript. Сфера применения этого языка шире, чем просто вывод изображений символов. У метафонта имеется ряд очень привлекательных качеств. Одна из очень важных особенностей, - то, что масштабирование выполняется очень изящно. Символы метафонта Computer Modern имеют различный вид при размере 20 точек и 10 точек. Изображения символов изменяются при изменении размера, потому что для малых размеров желательно увеличить ширину несколько больше, чем высоту (это делает символы больших размеров более элегантными, а символы маленьких размеров более читабельными).
Файлы метафонтов обычно имеют расширение mf. При выводе на печать или экран они преобразуются в матричные фонты, причем определяемые устройством вывода. Это преобразование, хотя и дает высокое качество, осуществляется медленно, так что эти фонты не очень удобны для WYSIWYG-приложений.
Каждый шрифт обычно содержит несколько вариантов изображений каждого символа. Большинство шрифтов содержат такие варианты как жирный (bold), курсив (italic) и жирный курсив (bold-italic). Некоторые шрифты имеют дополнительные варианты, например, полужирный (demibold), уменьшенные заглавные буквы (small caps). Группа шрифтов, состоящая из основного шрифта и его вариантов, называется семейством шрифтов (family of typefaces ). Например, семейство Garamond состоит из Garamond, Garamond-italic, Garamond-bold, Garamond bold-italic, Garamond demi-bold и Garamond demi-bold-italic. Семейство Adobe expert Garamond кроме того включает Garamond small caps (уменьшенные заглавные) и Garamond titling capitals (заглавные для заголовков).